Беларуси повезло иметь обилие доступной коммунальной земли: леса, болота, парки, водные системы, скверы. В этих общественных местах существуют определенные общепринятые правила:
- Никто не имеет право монополизировать место постоянно -- не принято хранить лишные веши в парке или в лесу.
- Природа сохраняется как можно больше. Даже в дворах, газон и почва придают некий намек на природу.
- Если строится инфраструктура, то рассчитана на безопасность, особенно для детей.
Но во дворах эти интуитивные правила перестают работать. Земля во дворе в принципе коммунальная, но водителям разрешается монополизировать ее бессрочно. Если вам удастся свахтить заветном место под окном, вы вправе оставить машину на этот же кусок земли годами, совершенно бесплатно.
Парковка также нарушает и так скромный природный характер двора. Автомобиль, припаркованный на асфальте — антитеза природе. Более того, припаркованные во дворе автомобили закрывают видимость движущихся машин и подвергают опасности детей.
Давайте возьмем в качестве примера дом, показанный на изображении выше. Это Мстиславца 8 в “ЖК Маяк Минска”, состоящий из трех корпусов соединенных на первом этаже. Место вообще идеальное для жизни без автомобиля — дом на пешеходный бульвар, все рядом: метро, Слепянская водная система, EuroVelo 2, кафе, бытовые услуги, лес, школа, гипермаркет и ТЦ.
У этого дома есть 375 квартир, и во дворе около 30 парковочных мест “под окном”. В двухстах метрах от дома расположена огромная бесплатная парковка, где поместится больше чем 1,000 машин.
А как решать вопрос? Прежде всего, должен быть прозрачный демократический процесс с участием всех жителей (не только автолюбителей). Может быть большинство хочет установить шлагбаум и делать парковку платной. Может быть большинство предпочитает уменьшить количество парковочных мест и на их месте посадить деревья или кустарники, как предусмотрено проектом Зеленый двор вместе.
А может быть большинство захочет оставить все как есть. Главное, что процесс принятия решении был прозрачный и демократический.